Поиск по сайту

среда, 1 января 2014 г.

Священномученик АЛЕКСАНДР, протопресвитер (Унинский Александр Петрович, +1920)

Священник Михайло-Архангельского храма г. Благовещенска. Погиб от рук безбожников в феврале 1920 г. Память совершается 25 января / 7 февраля, а также в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Священник Александр Петрович Унинский был сыном дьякона Вятской губернии, Глазовского уезда, села Уной (Уни). Обучался в Вятской Духовной семинарии, по окончании которой в течение трех лет был учителем в земских народных школах инородческой Иольской и Унинской.
В 1883 году вместе со своей семьей прибыл в Амурскую область. Занимался сельским хозяйством, в течение двух лет бесплатно вел обучение крестьянских детей грамоте в селении Семиозерском. Указом Камчатской Духовной Консистории за № 4999 от 11 ноября 1887 года зачислен штатным псаломщиком к Градо- Благовещенскому кафедральному собору.
13 января 1888 года, Преосвященнейшим епископом Гурием был рукоположен в сан диакона. Свое диаконское служение отец Александр Унинский проходил в главном соборе города Благовещенска. В скором времени здесь же была совершена его священническая хиротония.
10 февраля 1888 года иерей Александр был определен священником — миссионером в село Янчих (неразборчиво) с назначением к временному несению церковно-приходских пастырских обязанностей в Павловском приходе по реке Тами. В конце февраля того же года он переведен священником к храму святых Филиппа и Иннокентия, что в селении Янчих Южно-Уссурийского края.
Являясь настоятелем этого храма, иерей Александр Унинский указом Камчатской духовной консистории за № 1980 стал исполнять обязанности священника при Александровском и Николаевском единоверческих приходах.
По распоряжению епископа Гурия происходит его назначение к первой походной в Южно- Уссурийском крае церкви с устройством церковной жизни в селах Дубининское, Осиновское, Ивановское и Григорьевское. На основании указов Святейшего Синода и Камчатской Духовной консистории в 1889 году бывшую походную Церковь переименовывают в Михайловскую. Постоянное её место расположения определено в селе Дубининском. В октябре того же года стараниями отца Александра на средства церковного попечительства открывается начальное училище для обучения грамоте детей прихожан. В нем священник состоял законоучителем, вел преподавание совершенно бесплатно. Единовременно ему было поручено исполнять пастырские обязанности в пятом Забайкальском Казачьем стане близ урочища Анучино.
За усердно-ревностное исполнение своих пастырских обязанностей и трудов по устройству приходских храмов в первой Михайловской походной церкви при «отлично хорошем поведении» Преосвященнейшим епископом Гурием 2 декабря 1889 года священник Александр Унинский был награжден набедренником.
Телеграммой Камчатской Духовной Консистории № 370, согласно предложению правящего епископа, отца Александра переводят в церковь Скорбящей иконы Божией Матери в село Каменьск-Рыболов Ханкайского участка. Здесь священник Александр Унинский открыл в церковной сторожке школу для обучения грамоте детей жителей села, в которой выполняет обязанности законоучителя, не получая за свою педагогическую деятельность жалованья.
30 декабря 1889 года по распоряжению духовной консистории происходит его назначение благочинным церквей по Ханкайскому участку. За время работы в должности благочинного его стараниями, ходатайством и руководством были построены в новооткрытых приходах храмы на средства жителей сел Жариковского, Вознесенского и Спасского. Церковные общины снабжались всем необходимым: святыми иконами, утварью и облачением, с построением при церквах священнических домов.
Духовно окормлял отец Александр и служащих в воинских частях Уссурийского Конного дивизиона и Первого Уссурийского регулярного казачьего стана в Атамановском урочище.
13 мая 1892 года указом № 1762 он переводится к Свято-Покровской церкви поста Александровского в должности благочинного над сахалинскими церквями. Здесь, как и в других местах своего священнического служения, протоиерей Александр Унинский занимается безвозмездным преподаванием Закона Божия в имеющихся школах.
23 июня 1893 года епископом Камчатским Макарием он был награжден фиолетовой скуфьей, а 9 апреля 1897 года по распоряжению Святейшего Синода (указ № 1231 от 9 мая 1897г.) священник отмечен бархатной фиолетовой камилавкой. Следующим его шагом стало открытие в своей квартире 1 октября 1897 года подготовительного училища с 4-х классной программой. Впоследствии это островное учебное заведение получило собственное помещение, где обучалось более 40 детей.
Министерство Внутренних Дел пожаловало ему за труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года темно-бронзовую медаль для ношения на груди с лентой государственных цветов.
Ранее, 11 мая 1896 года, священник Александр был награжден для ношения на груди серебряным наперсным коронационным крестом и серебряной медалью на Александровской ленте.
Из инородческих языков в совершенстве знал Вятечский (неразборчиво).
Влас Михайлович Дорошевич (1864–1922 годы) побывал на Сахалине в 1897 году. После этого он начинает публикацию своих очерков, всколыхнувших всю российскую общественность. Книга «Сахалин- (Каторга)» является своего рода собранием воспоминаний, публикуемых в разных периодических изданиях того времени.
Интерес для раскрытия представленной нами темы вызывает глава под названием «Смертная казнь». Здесь автор приводит разговор с отцом Александром Унинским, который в те годы служил в посту Александровском. Из этого рассказа следует, что сахалинское духовенство не оставляло без напутствия и духовной поддержке тех, кто прибывал в заключение или осуждался на смертную казнь. Писатель повествует нам казнь троих каторжан-рецидивистов: пожилого человека, бывалого каторжанина и двух молодых людей. Им вменялось убийство с целью грабежа, совершенное уже на острове.
Пишет В. М. Дорошевич, что отца Александра пригласили к осужденным за три дня до смертной казни. По появлению священника они поняли, что смертный час приближается. «Побледнели, испугались, оторопели, слова выговорить не могут, — рассказывает отец Александр, — пожилой каторжанин начал «куражиться», смеяться, издеваться над смертью и над товарищами». Все три дня до казни священник молился вместе с осужденными, беседовали о загробной жизни, читали жития святых, пели псалмы.
Осужденные не выпускали отца Александра и просили: «Батюшка, побудьте с нами, страшно нам». Ему удавалось найти несколько часов в сутки, чтобы сходить домой, покушать и опять в тюрьму. Спали мало, да и до сна ли было! Беседовали много и о разном. Священник пытался вселить в них надежду, рассказывал о случаях, когда уже на эшафоте объявлялось прощение. «Разве можно человека надежды лишать? — спрашивает отец Александр и сам же отвечает, — без надежды человек в отчаянье впадает». Он был с ними до конца. Когда вечером принесли чистую одежду, все поняли — час смерти близок. На рассвете приговор должен быть приведен в исполнение.
В эту ночь они практически не спали, батюшка исповедовал их и причастил. Утром он облачился в черное священническое облачение и пошел вместе с ними во двор тюрьмы. Как переживал батюшка в эти минуты видно из его рассказа. Заканчивая это печальное повествование, отец Александр говорит, что умерли эти осужденные удивительно спокойно, перед этим приложились к кресту. Тот пожилой каторжанин, смеявшийся над смертью, перед казнью все больше и больше падал духом: «Его чуть ли не пришлось нести на эшафот».
Постоянной спутницей его путешествий и трудов была жена Унинская Ксения Павловна, которая воспитывала 9 детей.
О его детях из справочника "Благовещенцы" Амурского областного краеведческого музея известно следующее:
  • Унинский Василий Александрович, (1900, Благовещенск – 15.02.1938), плановик «Лесторга», приговорен тройкой НКВД ДВК 15.02.1938 к расстрелу.
  • Унинская Анна Александровна, воспитанница Благовещенского епархиального училища (1908/12). Дочь протоиерея, полная пансионерка (1910). В 4-м классе, допущена к экзаменам (1912).
  • Унинский Георгий Александрович, окончил Благовещенское духовное училище (1901/06). Переведен в семинарию, назначена переэкзаменовка (1906).
  • Унинская Кира Александровна, ей адресована открытка от 1910 г. АОМ 10339, Ф-438.
  • Унинский Семен Александрович, (01.09.1895, Благовещенск – 18.01.1956, Лос-Анжелес, США). Участник 1-й Мировой войны, за отличие произведен в прапорщики, сотник Уссурийского казачьего войска. Вернувшись в Благовещенск, участвовал в гражданской войне в отряде полковника Ширяева. Эмигрант, жил в Харбине, эмигрировал в США (1951). Ист.: РЭ АТР, с. 313.
Владивостокские епархиальные ведомости от 1906 года публикуют резолюцию управляющего епархией № 986, в которой настоятель Александровской тюремной церкви протоиерей Александр Унинский уволен за штат и приписан к Владивостокскому кафедральному собору. Таким образом, протоиерей Александр прослужил на острове более четырнадцати лет! Со временем он уезжает в Благовещенск, где продолжает своё служение вплоть до 1920 года.
В 1907-1909 г. был настоятелем Вознесенской церкви г. Благовещенска. В 1911 г. был священником Михаило-Архангельской церкви. По данным протопресвитера Михаила Польского, пострадал в 1920 г. также в Благовещенске. Надел рясу и крест, открыто встал перед безбожниками и был расстрелян ими во дворе своего дома по ул. Муравьевской 68, 70 (ныне ул. Фрунзе).
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1981 г.
Источник: Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики Российские. Т. 2. Нью-Йорк, 1957.

Пряшников С. В. Выдающиеся священнослужители острова Сахалин: протоиерей Александр Унинский ( 1920 г.) — пастырь, педагог, исповедник [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 120-123.

Комментариев нет:

Отправить комментарий